Вы здесь

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2016 г. следует
иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не
отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с
помощью вариантов КИМ в 2016 г. Полный перечень элементов содержания,
которые могут контролироваться на экзамене 2016 г., приведён в
Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся для проведения основного государственного экзамена по
русскому языку, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать
возможность любому участнику экзамена и широкой общественности
составить представление о структуре будущей экзаменационной работы,
количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые
критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом,
включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях
к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию
подготовки к сдаче экзамена по русскому языку.
Текст для прослушивания в части 1 экзаменационной работы приведён
в разделе «Система оценивания экзаменационной работы».

Демонстрационный вариант 2016 года
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя
15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится
3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую
письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на
основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),
числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его
и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы
читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных
заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый
аргументированный ответ.
Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру
в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая
Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что
ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –
сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что
он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после
его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым
недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень
дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –
(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку
и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно
достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы,
шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их
вам? – почти весело удивилась она.
1
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг
вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась,
каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей
не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не
понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –
(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна
ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно
сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,
чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое
устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны
Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была
сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула
с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии,
а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,
погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её
слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла
и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) – русский писатель. Тема войны и
судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни,
стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих
произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился»,
«Завтра была война» и др.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа
в тексте работы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать
ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память
о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
Ответ: ___________________________.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из
её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный
непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Ответ: ___________________________.
Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «приближение».
Ответ: ___________________________.
Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса
является исключением из правила.
Ответ: ___________________________.
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
2
3
4
5
6

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Ответ: ___________________________.
Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными
однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны
Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была
сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула
с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
Ответ: ___________________________.
Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала
каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно
сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)
чтобы я слышала.
Ответ: ___________________________.
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
7
8
9
10
11
12
13

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки –
их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её
душа…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14
15.1
15.2

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть 1
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная
красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в
детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что
они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть
в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в
заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребёнку безразлично, что
происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и
бедными, с одинокими и обманутыми, он никогда не станет настоящим
человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие
человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть
более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу,
по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые
поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и
единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку
в одиночку, и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
152 слова
Текст для прослушивания
Критерии оценивания задания 1
Таблица 1
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца Микротема
1 Доброта – основа душевной красоты человека – должна
воспитываться с детства.
2 Воспитывать добрые чувства трудно, но необходимо,
потому что без этого ребёнок не станет настоящим
человеком.
3 Путь добра был, есть и будет единственно верным
жизненным путём человека.
Таблица 2
№ Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание
прослушанного текста, отразив все важные для его
восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1
2
Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста,
но
упустил или добавил одну микротему
1
Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста,
но
упустил или добавил более одной микротемы
0
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов
сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов
сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем
текста
2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов
сжатия текста, использовав их для сжатия одной
микротемы текста
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью
изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения
текста
1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение
по критериям ИК1ИК3
7
Часть 2
Проверка заданий 2–14
За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы
экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный
ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Таблица 3
Номер задания Правильный ответ
2 3
3 2
4 пришли
5 деревянная
6 пошептались <или>
пошептали
7 шкатулка из дерева
8 создают
9 27
10 12 <или> 21
11 3
12 235 <или> любая другая
последовательность
этих цифр
13 4
14 53

Часть 3
Критерии оценивания задания 15 (1; 2; 3)
Ответ на задание 15.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по
следующим критериям.
Таблица 4
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (15.1)
Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом
уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием
тезиса, нет
2
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом
уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная
с пониманием тезиса
1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом
уровне. Допущено две и более фактические ошибки,
связанные с пониманием тезиса,
или
тезис не доказан,
или
дано рассуждение вне контекста задания,
или
тезис доказан на бытовом уровне
0
С1К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,
верно указав их роль в тексте
3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,
но не указал их роли в тексте,
или
привёл два примера-аргумента из текста, указав роль
в тексте одного из них,
или
привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль
в тексте
2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста,
не указав его роли в тексте
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,
иллюстрирующего тезис,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из
прочитанного текста
0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью
изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения
текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
текста
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С1К1С1К4
9
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по
критериям проверки С1К1–С1К4.

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в
задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки
оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность
его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 7).
Критерии оценивания задания 15.2
Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим
критериям.
Таблица 5
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (15.2)
Баллы
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания
фрагмента. Ошибок в интерпретации нет
2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение
содержания фрагмента,
но
допустил одну ошибку в его интерпретации
1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания
фрагмента текста,
или
экзаменуемый допустил две или более ошибки при
интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого
отсутствует
0
С2К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента,
которые соответствуют объяснению содержания данного
фрагмента
3
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент,
который соответствует объяснению содержания данного
фрагмента
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из
прочитанного текста
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,
объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента
данную в задании цитату или её часть
0

С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью
изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения
текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
С2К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и
завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и
завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
текста
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С2К1С2К4
9
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по
критериям проверки С2К2–С2К4.
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и
фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 7).

Критерии оценивания задания 15.3
Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим
критериям.
Таблица 6
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (15.3)
Баллы
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей
сочинения) дал определение и прокомментировал его
2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей
сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его
1
Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует
0
С3К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один
пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а
второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из
прочитанного текста
3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из
прочитанного текста
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из
жизненного опыта
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью
изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения
текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
С3К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
текста
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С3К1С3К4
9
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по
критериям проверки С3К1–С3К4.
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и
фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 7).

Таблица 7
№ Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого
Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более
одной ошибки
2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибки 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более
двух ошибок
2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2
Допущено две ошибки 1
Допущено три и более ошибки 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух
ошибок
2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также
в понимании и употреблении терминов нет
2
Допущена одна ошибка в изложении материала или
употреблении терминов
1
Допущено две и более ошибки в изложении материала
или употреблении терминов
0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по
критериям ФК1, ГК1ГК4
10

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём
изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки
изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более
слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет
70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или
допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена
одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов,
то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или
изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4
осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по
таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4
не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4
оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить
экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован
Минюстом России 03.02.2014 № 31206)
«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По
результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы
за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае
существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами,
назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах
определено в критериях оценивания по соответствующему учебному
предмету.
Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из
числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о баллах,
выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу
обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются
окончательными».

Существенным считается расхождение в 10 и более баллов,
выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 1 и 15
(суммируются баллы по всем позициям (критериям) оценивания задания
каждым экспертом: ИК1–ИК3, С1К1–С1К4, С2К1–С2К4, С3К1–С3К4, ГК1–
ГК4, ФК1).
В этом случае третий эксперт перепроверяет задания 1 и 15 по всем
позициям оценивания.
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по
пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более
14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей
экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».