Вы здесь

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Мое педагогическое кредо

учителя русского языка и литературы,

специалиста высшей категории Головко Людмилы Ивановны

Девиз: «Работать творчески, давая знания, учить учиться – мое призвание». Педагогическое кредо: «Учить учиться и учиться учить».

У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко с трибун, кто-то доверяет свои мысли дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе. Себя я больше отношу к третьим. Но все мы знаем, главное, любить и понимать своих учеников. Кто, как ни учитель, помогает найти свои пути в жизни. Иисус Христос учил людей, поэтому профессия учителя – это, можно сказать, божественная профессия.

В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. И с этим я живу уже 33 года, когда впервые переступила порог школы. Именно школа – это огромное пространство для самореализации творческого, талантливого, целеустремленного любящего детей педагога.

В моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя:

1. Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3. Любит детей.

4. Учитель должен быть добрым, доброжелательным, гуманным, общительным, хорошим другом, открытым, искренним, изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным.

5. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

6. Владеть собой, уметь сдерживать эмоции.

7. Тактичен.

8. Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

9. Обладает чувством юмора.

Но главное - может научить учиться.

Каждый ребенок, приходящий в школу, талантлив. Главное, не упустить его, разглядеть, развить его дарования, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Задача учителя не столько учить, сколько помогать учиться. Я согласна с мыслью К.О. Конради: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас». Ученик должен стремиться превзойти своего учителя в освоении науки, в этом и заключается прогресс и удовлетворение от работы.

Как учитель-предметник я считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника. Самое приятное в школе – это дети с горящими глазами. Здорово, что в этом есть и твоя заслуга.

Я – филолог, любитель и знаток слова. Познавая тайну и красоту слов, каждый открывает для себя тайну жизни. А это сейчас очень важно - уметь социализироваться в обществе.

Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других. И как сказал М. Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому».

Это только поначалу профессия преподавателя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных, на первый взгляд, нюансов.

Во-первых, это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из учеников и как впоследствии сложится их судьба... Именно мы закладываем основы для их дальнейшего развития.

Во-вторых, помимо любви к детям, мы должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы дать ученикам необходимые им знания.

В-третьих, мы просто обязаны любить свой предмет! Иначе вы никогда, как не старайтесь, не заинтересуете им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой.

Вообще-то, учителем нужно родиться! Но, если каких-то качеств у нас недостает, а желание работать по данной специальности достаточно сильное, можно путем самовоспитания и самообразования , неуклонной работы над собой добиться необходимого результата. Энергия, исходящая от детей, позволяет творить, любить, покорять вершины. В восточной притчи сказано: «Все в твоих руках». И это верно! Никогда я не могла себе представить, что, уходя на пенсию (какое мерзкое слово!), я пойду учиться и получу второе образование. Теперь уверенно могу произнести: «Я - филолог, знаток как украинского, так и русского языка». А сколько языков существует в мире!? Не счесть. Значит, можно продолжать работать над своим самообразованием.

Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ученике. Малейшая фальшь или отклонение в своём поведении от требований, которые он предъявляет к ученику, не пройдут незамеченными. Ребёнок, как бы мал он не был, заметит слабые стороны учителя, и авторитет уменьшится. Ученик чутко прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда, незаметно для себя, усваивает некоторые его привычки. Поэтому лучший пример педагога является самым могучим средством воспитания.

Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

А ведь учитель – это просто человек , с огромной, чистой душой. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов помочь и помогает. Он вкладывает в своих воспитанников свою любовь и заботу и ничего не требует взамен.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Принцип моей работы заключается в следующем:

Учить учиться и учиться учить.

Не останавливаться на достигнутом, заниматься самообразованием.

«Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество» – это формула успешности ученика!

Изучать и внедрять инновационные образовательные технологии.

Принимать участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах.

В детстве мы еще четко не понимаем, зачем появляются в нашей жизни учителя. Ребенок посмеется, но, задумавшись, скажет: «Для того, чтобы нас учить».

Школа – удивительная лаборатория, в которой создается будущее, и я имею возможность быть проводником в поиске ребенком путей к совершенству.

Какое счастье быть полезной людям, учить его величество народ!